Около недели назад, в с.п. Орджоникидзевское прошло мероприятие, которое незаслуженно не получило более широкого обсуждения как в Сунженском районе, так и во всей республике. А мероприятие это называется – общественные слушания. Единственным вопросом этих слушаний стало намерение региональных властей изменить статус населенного пункта, с сельского поселения на городской.
Объективности ради стоит отметить, что процесс развития всегда считался положительным для любой сферы. Эволюция и ее результат, приносили гораздо больше благ каждому ее потребителю, чем существование в менее комфортных условиях. Возможно, придание статуса города с.п. Орджоникидзевское назрело давно, население районного центра давно исчисляется не одним десятком тысяч человек, а всего района, перевалило за сотню тысяч. Единственный аэропорт республики, расположен именно здесь, на протяжении долгого времени здесь же располагались и государственный университет, и некоторые республиканские органы государственной власти, да и существовало множество других обстоятельств, характеризовавших Орджоникидзевское как город.
Важность же произошедшего неделю назад, в пока еще сельском Доме Культуры, заключается в том, что в соответствии с действующим законодательством были проведены общественные слушания. Вот именно этот факт и не был оценен по достоинству. Спросить мнение населения муниципального образования местные власти были просто обязаны, но как всегда формальность сего мероприятия видна не вооруженным взглядом. По любым вопросам, имеющим особое значение для муниципального образования и его населения, муниципальные власти обязаны проводить общественные слушания, по проведению которых, принимаемые властями решения, должны учитывать результаты этих слушаний. Процесс организации подобного мероприятия является более трудоемким, чем его проведение.
Публичные слушания не могут назначаться без соответствующего объявления, место и время проведения которых, должны быть обязательными сведениями указанными в нем. Порядок организации и проведения публичных слушаний предусматривается действующим законодательством, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. При этом назначить проведение публичных слушаний может только лицо, наделенное на то полномочиями в соответствии с Уставом муниципального образования.
После тщательного изучения сайта Администрации Сунженского района, найти объявление о назначении публичных слушаний, либо иной развернутой информации о, всех аспектах планируемых изменений в судьбе жителей с.п. Орджоникидзевское и Сунженского района, мне так и не удалось. Единственным упоминанием о планируемых масштабных изменениях стал материал от 2 февраля, повествующий о проведении в Доме Культуры схода сельчан, где им сообщили о масштабных планах местных властей сделать всех горожанами и о том, что планируется проведение публичных слушаний.
Да и к составу участников подобного рода публичных слушаний необходимо подходить со всей ответственностью. Вопрос изменения статуса села на статус города имеет не только муниципальное значение, он касается всей республики и по этому, должен был обсуждаться с привлечением более широкого круга лиц. Кроме того, к участию в обсуждении данного вопроса, должны были быть привлечены специалисты в сфере муниципального права, в том числе и независимые, не связанные с органами государственной и муниципальной власти. Различными способами должна была проводиться разъяснительная работа среди населения. А, как известно способов информирования на самом деле множество, среди которых не только информирование населения через региональные и районные СМИ, здесь уж само собой необходимо было опубликовать подробную информацию по указанному вопросу на сайте Администрации Сунженского района.
Но как обычно все пошло не по правильному, т.е. установленному законом и логикой пути, а как это часто бывает, избрав формальный подход. Да и неизвестно, сколько людей из присутствовавших на том собрании, а их количество вряд ли превышало пару сотен, вообще понимали суть происходящего и были знакомыми хотя бы с элементарными тонкостями грядущих изменений.
Каждая монета всегда имеет две стороны и, изменение статуса населенного пункта, не исключение. Вероятно, населению объяснили возможные плюсы от такого «административно-территориального роста», а здесь, конечно же, и наступление городской «цивилизации», на все те же сельские улицы, и что-то может быть еще возможно интересного местным жителям. К сожалению, я не знаю, объяснили ли всем присутствовавшим на общественных слушаниях, о тех минусах и возможных потерях, с которыми столкнуться новые горожане, учли ли интересы самих сельчан. Вот, например, по результатам проведенных лет 5-6 назад социальных опросов, подавляющая часть респондентов высказывали недовольство, не экономическими или политическими проблемами, а именно проблемами в сфере ЖКХ, среди которых основная доля приходилась на размер тарифов и ежемесячные выплаты за предоставление жилищно-коммунальных услуг. Так вот, размер тарифов за пользование жилищно-коммунальными услугами для городских жителей всегда выше, чем для жителей сельской местности. И здесь есть один неприятный момент, ожидающий специалистов села, которыми до сих пор считалась большая армия работников социальной сферы (образования и прочего). Сельские специалисты обладали льготами на оплату потребленных, все тех же жилищно-коммунальных услуг, что не просто было большим подспорьем, в итак не легких экономических условиях нашего региона, учитывая низкие доходы населения и высокий уровень безработицы. Теперь же они столкнуться с ситуацией, когда размер заработных плат вряд ли будет им увеличен, в рамках изменения статуса населенного пункта на городской, а тратить им придется гораздо больше, чем раньше, так как они будут лишены льгот. Такое положение дел явно приведет к недовольству местных жителей, обладающих малыми доходами, и явно неспособными прокормить большие семьи сельчан, с учетом такой дополнительной финансовой нагрузки.
Необходимо учитывать и тот факт, что при получении различных услуг, в том числе и в сфере страхования, для жителей городов и сел, может существовать разница в тарифах и используемых при расчете стоимости услуг коэффициентах. Так, размер коэффициентов для горожан бывает выше, чем для жителей сельской местности.
Сам по себе факт появления нового города в республике, хоть и за счет изменения статуса населенного пункта, ничего плохого, кроме сказанного выше, в себе не несет. Кстати, мне лично сама идея появления нового города нравится, да и название новоиспеченного города, «Сунжа», и звучит не плохо, и вытекает само по себе из названия района и его главной водной артерии, реки Сунжа.
Вызывает сомнение только одно, изменение статуса это не малая работа, на которую будут потрачены определенные ресурсы, в том числе, и временные, и финансовые. Потратить время, силы и средства на изменение статуса населенного пункта можно было и раньше, когда мы все с вами, и органы власти и само население, не находились, в мягко сказать сложной экономической ситуации. Причем совсем недавно руководство страны порекомендовало регионам самостоятельно искать выход из сложившейся трудной экономической ситуации и пытаться разрабатывать и реализовывать антикризисные меры. Получается, что абсолютно не обязательное действие для населения муниципального образования, затеяли в далеко не самый подходящий момент. При этом я понимаю, что как раз изменение статуса населенного пункта на городской, с вытекающей из этого всего отменой льгот в целом населенном пункте, состоящим из нескольких десятков тысяч жителей (где-то слышал цифру 50-60 тысяч человек), позволит республиканскому бюджету сэкономить немалые средства, вот только сделано это будет как обычно, за счет самих жителей, т.е. без соблюдения их интересов.
А вот озвученная на сайте районной администрации версия, о положительном влиянии изменения статуса села «на улучшение коммунальной инфраструктуры райцентра, указанная изменении облика его улиц и площадей», на мой взгляд, вообще несостоятельна. Что мешало раньше решить все эти проблемы? Ни размер населенного пункта, ни его статус районного центра, ни количество населения, до сих пор ни чего в его облике и инфраструктуре, кардинально не изменило, думаю, больших изменений не будет и в дальнейшем. Кстати, как минимум удивление вызывают и обещания муниципальных властей, перечисленные в опубликованном 2 февраля на сайте районной администрации материале, где сказано, что новому городу «грозит» «увеличение вложений в него со стороны государства в вопросах расширения и модернизации инфраструктуры, появление новых асфальтированных улиц, тротуаров, рабочих мест, улучшение качества газо-, энерго- и водоснабжения и т.д.» Звучит как угроза, не будет города, не будет всех перечисленных выше благ.
06 марта 2015
Источник: Блог М.Муцольгова на «Кавказском узле»