За один день убиты сразу двое кавказских миротворцев
Сразу два общественных деятеля, занимавшихся проблемами кавказского региона, стали жертвами преступников. В Москве был убит Метин Мехтиев, а в Ингушетии — председатель совета тейпов Умар Гадаборшев. Кроме того, в этой республике разгорается скандал, связанный с убийством мирных жителей, которых выдали за боевиков.
Убийство 34-летнего Метина Мехтиева, известного мусульманского общественного деятеля, — трагическое стечение обстоятельств, обычный уличный разбой, уверены стражи порядка. Впрочем, с ними не согласны представители азербайджанской диаспоры, в которой состоял Метин.
— Он был очень светлый, приятный, образованный молодой человек, — рассказали «МК» источники в диаспоре. — Знал несколько иностранных языков, в том числе арабский. Очевидно, что убийство заказное — после стольких лет тишины и спокойствия в столице опять произошло убийство на национальной почве!
За несколько дней до трагедии от Метина уехала супруга. Приболела их двухмесячная дочь, и женщина решила на время перебраться к своим родителям. Метин навещал их там, но 9 апреля супруги лишь перезванивались. Правозащитник сказал жене, что собирается в магазин за продуктами (он также находился на 2-й Брестской улице, недалеко от дома, где жил Мехтиев) и отправился туда за полночь. Метин уже возвращался домой, неся в пакете нехитрый продуктовый набор: сок, хлеб, салат и пельмени, когда стал жертвой нападения. По словам свидетелей, это была нетрезвая компания из нескольких молодых мужчин и женщин, которые стояли во дворе. Скорее всего, проходя мимо, Метин разговаривал по своему телефону Verty. Именно дорогой аппарат, как уверены стражи порядка, и привлек внимание грабителей.
— У Метина скальпированная рана на лбу, порез шеи и руки — создается впечатление, что он оказал сопротивление нападавшим и пытался защищаться, — говорят полицейские.
Возможно, преступники и не планировали его убивать, а хотели лишь запугать. Негодяи забрали у него телефон и портмоне, где было 5–6 тысяч рублей.
Стоит отметить, что это было не первое нападение на Метина: в 2003 году его жестоко избили в здании МАИ, тогда он был советником депутата Госдумы Ниязова по международным вопросам.
Метин родился в Москве, затем переехал в Баку, а в 1998 году снова вернулся в Первопрестольную. По словам супруги (она работает менеджером), Метин бескорыстно помогал своим соратникам решать их проблемы. Ранее Мехтиев сотрудничал с Российским конгрессом народов Кавказа, Советом муфтиев России, Кавказским правовым центром и Исламским культурным центром России. Кстати, в прошлом году Исламский культурный центр был закрыт по решению Верховного суда.
* * *
Умара Гадаборшева, 59-летнего жителя станицы Нестеровская, расстреляли во вторник утром, когда он выходил из своего дома. Мужчина, получивший несколько ранений в голову, скончался в больнице.
Основных версий две: Умара Гадаборшева могли убить из-за дел, связанных с его нынешней работой, поскольку он решал щекотливые вопросы межтейповых отношений, а в таких делах зачастую остаются люди, которых то или иное решение не устраивает. Так, например, известно, что у Умара Гадаборшева был неразрешенный конфликт с одной из ингушских семей. Еще одна ниточка — всю жизнь он работал в милиции и на пенсию вышел в звании полковника. При первом президенте Ингушетии, Руслане Аушеве, Гадаборшев работал в уголовном розыске, а при Мурате Зязикове занимал пост заместителя начальника угро. Руководителем Совета тейпов Ингушетии Гадаборшева избрали всего пять месяцев назад.
Учреждение Совета тейпов Ингушетии — идея Юнус-Бека Евкурова. Известно, что на Кавказе до сих пор действует институт кровной мести. И для того чтобы ингушские семьи не переубивали друг друга, в 2009 году в республике создали такую организацию. От каждого тейпа, в который входит определенное количество фамилий, избирался представитель, и все они вели тесную работу с руководством Ингушетии. Результаты себя оправдывали — за время работы удалось примирить сотни семей. Кроме того, Совет тейпов Ингушетии вернул из леса немало боевиков.
Между тем в Ингушетии набирает силу и скандал, связанный с расстрелом на прошлой неделе мирных граждан сотрудниками УФСБ. Силовики на улице Оксакова в Назрани обстреляли автомобиль, после этого машину подорвали. Спустя несколько часов по лентам информагентств пошли сообщения об уничтожении террористической банды, в которой находилась одна женщина-смертница. Но позже, когда выяснилось, кто погиб в этой машине, обман раскрылся. Среди них оказались Салман Гарданов, Шамсудин Гарданов, Джунейд Гарданов, Салаудин Муружев и Зина Вельхиева — в Ингушетии знали, что эти люди были простыми рабочими кирпичного завода.
— Я написал заявление во все инстанции с требованием наказать виновных в убийстве двоих моих сыновей, — рассказал «МК» отец Ахмед Гарданов. — Мои дети работали на заводе, и все об этом знают, что они не виновны. Салман осенью на заводе упал с высоты и сильно сломал ногу, всю зиму сидел дома. В тот вечер он должен был отвезти брата на работу, к ним в машину сели еще товарищи и соседка. Всех их расстреляли, а затем уже мертвым положили взрывчатку. Камеры внешнего видеонаблюдения фиксировали все происходящее, но сотрудники ФСБ уже ИХ удалили… Убитая женщина, которую силовики объявили шахидкой, на самом деле была 57-летняя укладчица кирпичного завода.
— Родственники оскорблены тем, что на всю страну убитых назвали террористами. Такие вещи происходят у нас систематически: людей убивают, подбрасывают оружие и взрывчатку и потом объявляют террористами, — заявил «МК» ингушский правозащитник Магомед Муцольгов. — Если государство не накажет тех, кто это сделал, мы выйдем на улицы и будем митинговать против произвола силовиков.
Но как сообщил «МК» глава республиканского совбеза Ахмед Котиев, он лично встречался с семьями погибших и принес от имени власти извинения. По его словам, он надеется, что до кровной мести дело не дойдет, родственникам убитых объяснили, что произошел несчастный случай. Источники «МК» сообщили, что спецоперация проводилась согласно полученной оперативной информации, и добавили, что два года назад также в ходе проведения спецоперации был убит брат Салмана Гарданова, Магомед. Его подозревали в подрыве ГОВД Карабулака и нападении на инкассаторов.
Материал: Ирина Куксенкова, Юлия Афанасьева
Источник: Московский Комсомолец