Руководитель ингушской правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов «почти полностью удовлетворен» встречей с президентом РФ Дмитрием Медведевым и его полпредом на Северном Кавказе Александром Хлопониным, хотя самому правозащитнику выступить не удалось. Он объяснил это тем, что на доклады отводилось всего по три минуты, а у некоторых коллег возникли проблемы с регламентом, из-за чего половина участников не получила слова.
Напомним, 19 мая в Кремле состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева с активистами общественно-политических организаций, занимающимися проблемами Северного Кавказа. На ней были представлены доклады правозащитников, задействованных в мониторинге нарушений прав человека в регионе. Сотрудники неправительственных организаций представили свое видение ситуации на Северном Кавказе. Медведев также назвал проблемы, которые считает особо острыми для региона.
Магомед Муцольгов отмечает, что встреча прошла на высоком уровне. «Был открытый откровенно жесткий разговор. Я был поражен. Президент очень адекватно на все реагировал. Я не люблю делать комплименты власти, но Медведев, избравший столь демократичный формат общения, на мой взгляд, выгодно отличается от чиновников советского типа. Он трезво относится к критике, к приводимым аргументам. Он дал ряд поручений, в том числе своему представителю в СКФО Александру Хлопонину, о проведении таких встреч и создании общественных советов», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» правозащитник.
Муцольгов особо отметил поддержку Медведевым идеи организации Совета старейшин Кавказа. «Причем президент дал понять, что не хочет образования чисто номинальной структуры. Он отдает себе отчет, что местные чиновники рады какого-нибудь покладистого старичка посадить и просто свести идею к нулю. Он четко поставил вопрос: чтобы не было никаких афер в этом смысле, чтобы создаваемый орган был полезен для Северного Кавказа. Думаю, если поручения президента будут выполнены, то ситуация изменится в лучшую сторону», – говорит Муцольгов.
Среди таких поручений он выделил вопрос о многочисленных милицейских постах в регионе. «Медведев признал, что они представляют собой препятствие для свободного передвижения граждан. Кроме того, был поднят вопрос о маленьких школах в сельских поселениях. Там мизерные зарплаты у учителей, поскольку учеников немного. Эта система оплаты ущемляет интересы педагогов, надо ее менять на комбинированную систему», – рассказывает Магомед Муцольгов.
Правозащитник полагает, что эта встреча давно уже была необходима и подчеркивает, что на ней присутствовали люди с абсолютно разными взглядами, которые работают на местах, на Северном Кавказе.
«Президенту нужна информация не только от чиновников, но и от общественников, журналистов, которые работают в своих регионах с жителями и знают обо всех проблемах не понаслышке. Думаю, для президента это мероприятие тоже было полезно», – уверен Муцольгов.
Тем не менее Магомед Муцольгов не верит в быстрое наступление позитивных изменений после только одной встречи. У ингушской делегации, отметил правозащитник, были конкретные предложения к главе государства, и он с коллегами хотел и не смог их озвучить.
«К сожалению, президент не смог уделить столько времени представителям одной республики. Но если бы такой разговор был, я бы сказал о необходимости кардинально поменять методы решения проблем на Кавказе. Нужны не только и не столько силовые акценты. Наоборот, больше действенны тут экономические, моральные методы. На встрече говорили, что структуры власти в основном виноваты в том, что ряды боевиков пополняются. Президент это понял, и все это услышали», – говорит Магомед Муцольгов.
В своем блоге на «Кавказском узле» Магомед Муцольгов публикует список вопросов, которые он сам хотел поднять на встрече. Все они касаются улучшения общественно-политической ситуации в Ингушетии.
Среди них – объективное освещение в СМИ происходящих в республике событий, в том числе и фактов нарушения прав человека; обеспечение реального возвращения всех вынужденных переселенцев из ингушских сел Пригородного района и из Северной Осетии к местам их прежнего проживания; пересмотр приграничной зоны в Джейрахском районе; амнистия или помилование осужденных за участие в незаконных вооруженных формированиях; рассмотрение жалоб от осужденных и проходящих военную службу ингушей на унижения и избиения; установление места нахождения или захоронения похищенных и пропавших без вести людей.
Также Муцольгов предлагает увеличить личный состав МВД Ингушетии на 3000-3500 человек из числа местных жителей, запретить применять сотрудникам силовых структур маски, создать реальные рабочие места, решить проблему аварийного и ветхого жилья, обратить внимание на вопрос нехватки питьевой воды, сильного износа газовых и водяных трубопроводов.
Помимо всего выше перечисленного, чтобы изменить ситуацию в республики и вернуть доверие к власти, считает правозащитник, нужно изменить отношение власти к населению Ингушетии. Он считает, что претензии жителей республики к власти вполне обоснованы, так как люди чувствуют несправедливость по отношению к ним. «Власти необходимо найти изюминку, которая станет своеобразной идеологией для молодежи республики. Молодежи нужно предложить то, что для них важно то, что не будет противоречить их убеждениям и принципам», – считает Магомед Муцольгов.
Отметим, что президент во время встречи пообещал, что все выступления будут запротоколированы и выложены на сайте президента РФ, а отчет о совместной работе станет публичным.
Мероприятие было подготовлено возглавляемым Эллой Памфиловой Советом при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.