Правозащитная организация

Машр

29 марта 2024 06:08
English Print This Page
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Internetmedia
  • Blogger
  • Live
  • Webnews.de
  • Yahoo! Bookmarks
  • RSS
  • Блог Li.ру
  • MSN Reporter
  • email
  • Google Buzz
  • viadeo FR
  • Yahoo! Buzz
  • Сто закладок
  • БобрДобр
  • МоёМесто.ru
  • Socialogs
  • Blogplay
  • Print
  • PDF
  • HackerNews
  • MyShare

Правозащитный Центр «Мемориал»

Правозащитный Центр «Мемориал»

С началом контр террористической операции в Чеченской Республике осенью 1999 года на территорию соседней Ингушетии хлынул основной поток чеченских беженцев. Средств и возможностей на их обустройство Ингушетии не было, а федеральный центр не был готов к решению этой проблемы в полном объёме. Фактически около 300 тысяч человек оказались в ситуации гуманитарной катастрофы. Для того чтобы эффективно и своевременно реагировать на проблемы возникающие у чеченских беженцев, ПЦ «Мемориал» весной 2000 года открывает консультационной юридический пункт в городе Назрань. Впоследствии подобные юридические пункты открываются непосредственно в самой Чеченской республике, поскольку в ходе военных действии и при проведении военными специальных мероприятий регулярно, в большом количестве, нарушались права жителей Чечни. Росло число похищенных и убитых. Именно для защиты этих людей и их родственников открывались новые юридические пункты «Мемориала». На сегодняшний день в Чечне подобного рода консультационные пункты успешно функционируют в городах Грозный, Гудермес, Урус – Мартан и в селе Серноводск. Следует отметить, что данные пункты по оказанию правовой и юридической помощи организовывались «Мемориалом» совместно с сетью «Миграция и право». Подобных пунктов по всей России действуют порядка шестидесяти.

Основной целью ПЦ «Мемориал» является защита и обеспечение общепризнанных и основных прав и свобод человека и гражданина. Эти права человека написаны в Основном законе российского государства (Конституции РФ) и международных нормативно-правовых актах, которые подписаны и признаны нашей страной. Это такие документы, как Европейская Конвенция по правам человека, Международный пакт ООН по политическим и гражданским правам человека и многие другие.
Как правило, в ПЦ «Мемориал», расположенный в городе Назрань обращаются вынужденные переселенцы и беженцы, проживающие на территории Республики Ингушетия. Это жители соседних республик Северная Осетия и Чеченская Республика. Кроме того, в центр также обращаются жители Ингушетии, не относящиеся к вынужденным переселенцам и беженцам, права которых нарушены, и которые нуждаются в правовой помощи.
Юристы дают им бесплатные консультации, а в случае необходимости представляют их интересы в государственных и судебных органах государственной власти.
ПЦ «Мемориал» в городе Назрань возглавляет руководитель, от имени которого направляются различного рода запросы и ходатайства должностным лицам и руководителям различных государственных и негосударственных организаций.
Центром проводится мониторинг ситуации по Ингушетии, в которых отмечаются все случаи нарушений прав человека, а также дается эксперттная оценка ситуации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По инициативе Правозащитного Центра «Мемориал» 28 июня 2004 года в городе Назрань состоялась встреча представителей средств массовой информации, общественных и правозащитных организаций. Участниками встречи было принято обращение к сотрудникам правозащитных и гуманитарных организаций, политическим и общественным деятелям, журналистам.

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

В ночь на 22 июня 2004 года в Ингушетии произошла страшная трагедия. Горе и страдания пришли во многие дома. Республика, которая до недавнего времени всеми нами воспринималась как островок, пусть относительного, но все же спокойствия, и дала приют тысячам беженцев, оказалась в кризисной ситуации. Мы подошли к той черте, за которой стала очевидна опасность конфликта между чеченским и ингушским народами. Народами, связанными не только родственными узами, но и общностью истории, культуры, языка. В этой ситуации неимоверно возрастает значение любого сказанного публично слова. Оно может разжечь страсти. Но может и успокоить людей. Оно способно как дать людям еще раз осознать общность наших народов перед лицом трагедии, так и стать катализатором нежелательных процессов.
Уважаемые господа, коллеги, друзья! Мы призываем вас к мудрости. При освещении ситуации не дайте возобладать над собой эмоциям. Осторожно и взвешенно относитесь ко всем своим заявлениям, высказываниям, публикациям. Осознавайте всю ту ответственность, что лежит на каждом из нас в деле сохранения мира и межнационального согласия. Мы должны понимать, что столкнуть между собой чеченцев и ингушей, возможно, была одной из целей организаторов и участников вооруженного выступления в Ингушетии. Не пойти у них на поводу – наша общая задача!
Дала геч дойла д1абевлачарна! Барт лоьхучу некъат1ехь Дала аьтто бойла вайна массарна а!
Правозащитный Центр «Мемориал», Московская Хельсинкская группа, Международная Хельсинкская Федерация, Общество Российско-Чеченской дружбы, Правовая инициатива по Чечне, Чеченский Комитет Национального Спасения, Асламбек Дадаев – чеченская редакция «Радио Свобода»,Тимур Алиев редактор газеты «Чеченское общество».

В течение лета 2004 года в ПЦ «Мемориал» обращались родственники жителей Ингушетии, ставших жертвами произвола сотрудников силовых структур.
15 июля 2004 года ПЦ «Мемориал» в своем сообщении отмечал: «В то время как необходимость проведения правоохранительными органами мероприятий по выявлению и задержанию участников, организаторов и пособников нападения на Республику Ингушетия 21-22 июня 2004 года не вызывает сомнения, несомненно и то, что такие мероприятия должны проводиться строго в рамках законодательства РФ. Данная же операция была проведена таким образом, что сама более всего напоминает бандитское нападение. При этом органы прокуратуры демонстрируют неспособность и/или нежелание пресечь грубейшие нарушения прав человека и привести виновных к ответственности. Проблемы произвола и безнаказанности сегодня становятся для Ингушетии, не менее актуальны, чем для соседней Чеченской Республики, и это неизбежно влечет за собой крайне тяжелые для общества последствия».
Одним из самых весомых и значимых итогом проделанной работы Правозащитным Центром «Мемориал» на полном основание можно считать доклад Правозащитного Центра «Мемориал» о нарушении прав человека в ходе проведения «Контртеррористической операции» в Республики Ингушетия «КОНВЕЙЕР НАСИЛИЯ».
Данный доклад был передан Президенту Российской Федерации 20 июля 2005 года на встрече Президента с Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в числе материалов Совета.
Правозащитный Центр «Мемориал» (Москва)
1. Динамика нарушений прав человека в ходе «спецопераций» в Республике Ингушетия: 1999 – 2004 гг.
2. Методы, используемые в отношении жителей Республики Ингушетия при проведении дознания и следствия по отношению к лицам, подозреваемым в терроризме и участии в незаконных вооруженных формированиях.
3. Ингушетия – 2005: примеры операций по задержанию лиц, подозреваемых в террористической деятельности и участии в незаконных вооруженных формированиях, расследование совершенных ими преступлений.
4. Рекомендации.
5. Примечания.
Весной 2005 года в Ингушетии продолжались похищения людей. В представительство Правозащитного центра «Мемориал» в г. Назрань поступили заявления от родственников этих людей. Большинство похищенных спустя несколько дней адвокатам удавалось обнаружить в местах предварительного заключения в Северной Осетии или Ингушетии. При этом «исчезнувшие», а затем «обнаруженные» в СИЗО или ИВС, как правило, уже успевали сознаться в совершении преступлений террористического характера. Один из них умер от полученных травм. Двое похищенных бесследно исчезли.
В 2005 году по нескольким делам, которые «Мемориал» отслеживал с 2004 года были вынесены судебные решения по обвинению в террористической деятельности. В основу доказательств вины подсудимых были положены признания в совершении преступлений, сделанные ими еще на этапе предварительного следствия. По свидетельствам адвокатов и заявлениям родственников, этих людей жестоко пытали. Кроме того, из мест заключения в «Мемориал» поступили шесть заявлений от самих обвиняемых, где подробно описываются применявшиеся к ним пытки и унижения, которым молодые люди были подвергнуты до подписания «чистосердечных признаний».
«Кем я стану, как я буду потом жить в этом государстве, если вы осудите меня на столь длительный срок за преступление, которого я не совершал, без доказательств моей вины?» – спросил двадцатисемилетний Магомед Хамхоев в заключительной речи в суде. Хамхоева осудили на 10 лет, причем, по мнению его адвоката, председателя коллегии адвокатов «21 век» Республики Ингушетия, Умара Хаяури, при полном отсутствии доказательной базы совершенного преступления.
Приведенные в докладе свидетельства грубейших нарушений прав человека дают основание требовать проверки действий силовых структур и мест предварительного заключения в Ингушетии и Северной Осетии. Становится очевидно, что на Северном Кавказе запущен конвейер незаконного насилия, объединяющий правоохранительные органы, спецслужбы, бездействующую прокуратуру, суды, неспособные обнаружить фальсификацию, и даже некоторых адвокатов. В машину неминуемо попадают невинные, а настоящие преступники остаются безнаказанными.
«Мемориал» предупреждает: существующая система не способна эффективно бороться с терроризмом, наоборот, будет порождать самые чудовищные формы террора.
Мемориал» не ставит под сомнение необходимость борьбы с терроризмом, однако такая борьба должна вестись в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации по соблюдению прав человека.