Силовики отказались выдать для захоронения тело Ибрагима Алиева

Родственники пятый день не могут добиться выдачи тела жителя Ингушетии Ибрагима Алиева, убитого после задержания силовиками, рассказал его двоюродный брат. Помимо Алиева, в результате спецопераций в один день были задержаны члены еще двух ингушских семей, что стало результатом провокации со стороны силовиков, считает правозащитник Магомед Муцольгов.

Как информировал »Кавказский узел«, 9 июня житель Ингушетии заявил о похищении своего двоюродного брата, 29-летнего жителя Назрани Ибрагима Алиева. По словам родственника, утром 8 июня силовики устроили обыск в доме мужчины, избили его и увезли в неизвестном направлении. Родственник уверен, что гранату и самодельную бомбу Алиеву подбросили. Родным Алиева силовики заявили, что Ибрагим Алиев был убит при попытке сбежать. Брат Ибрагима Башир Алиев также задержан и находится в изоляторе, сообщил 14 июня ПЦ «Мемориал».

Заявление Султана Алиева о похищении Ибрагима Алиева опубликовал руководитель правозащитной организации «Машр», автор блога на «Кавказском узле» Магомед Муцольгов в посте «Родственники заявляют о похищении силовиками Ибрагима Алиева«.

Уже четыре дня родным не выдают тело Ибрагима Алиева, чтобы его можно было захоронить, как подобает по обычаю, сообщил 18 июня корреспонденту «Кавказского узла» двоюродный брат убитого Султан Алиев.

Супруга Ибрагима Алиева направила заявление о невыдаче тела своего мужа в ПЦ «Мемориал», правозащитную организацию «Машр», федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой и в правоохранительные органы. Заявление Зухры Чахкиевой полностью опубликовал 18 июня в посте «Жена убитого после задержания Ибрагима Алиева заявила о невыдаче трупа мужа» в своем блоге на «Кавказском узле» правозащитник Магомед Муцольгов.

Сама Зухра Чахкиева рассказала «Кавказскому узлу», что 8 июня на рассвете в их дом ворвались люди в камуфляжной форме и в масках. «Я была в спальне с четырьмя детьми, старшему только исполнилось пять лет. Сказали, что они - сотрудники… но никаких документов никто мне не показал, только стали спрашивать, где мой муж и где комната деверя», – сказала она.

По ее словам, она хотела вывести из спальни детей и передать их соседям или родственникам, но ей не разрешили этого делать. Потом, согласно ее рассказу, ее вывели во двор, где она увидела, что из чулана выброшены все вещи. Спустя время во двор зашел Султан Алиев, которого позвал кто-то из соседей, отметила Чахкиева.

По словам Султана Алиева, ему разрешили присутствовать при обыске вместе с двумя понятыми из числа военных. «Вместе с понятыми и сотрудниками… мы с Зухрой зашли в дом. Один из них открыл холодильник, вытащил оттуда пластиковый тюбик цилиндрической формы, спросил: «Что это такое?» Зухра сказала, что вечером она доставала оттуда питание для ребенка и этого тюбика в холодильнике не было. Зашли в комнату Башира, там в постели нашли письмо, где он писал о том, что совершит суицид. Вышли во двор, нас подвели к чулану, и сотрудник… вытащил из кастрюли, как он нам пояснил, осколочную гранату и запал к ней, а также самодельное взрывное устройство», – рассказал он.

По его словам, все извлеченные из чулана предметы «блестели на солнце, как будто их перед этим надраили наждачной бумагой». Он обратил внимание, что, держа в руках гранату и взрывное устройство, силовик обращался с ними достаточно небрежно. «Я ему говорю: «Ты что делаешь, разве  можно так рисковать, ведь это граната, да еще и взрывное устройство, а во дворе полно людей!» На что он только махнул рукой, мол, ничего страшного не произойдет», – отметил Алиев.

Он рассказал, что в это время силовики привели Ибрагима Алиева, у которого руки были заломлены за спину и на них надета пластиковая стяжка. По его словам, Ибрагим отрицательно ответил на вопрос о том, его ли эти граната и взрывное устройство. Затем им разрешили поговорить на родном языке. «Я спрашиваю, прошу его сказать правду, его ли это вещи. Ибрагим клянется… что это оружие он видит впервые, что никогда в его доме ничего подобного не было и никогда не будет. Я перевожу слова племянника. Они ставят Ибрагима на колени, пригнув голову до земли,  и пять человек начинают его зверски избивать ногами по голове, спине, ногам, в живот, в пах. Я кричу: «Что же вы делаете? Прекратите, это преступление!» Тогда они перетаскивают его в дом, и там продолжается избиение, а меня туда не пускают», - сказал Султан, отметив, что избиение продолжалось минут двадцать.

После этого, по словам Султана Алиева, у Ибрагима сняли пластиковую стяжку и заставили подписать какой-то документ. «Он от боли весь дрожал, ручка падала из пальцев, но подпись свою он поставил. Затем ему вновь связали руки. Старший отдал приказ: «Грузите этого папуаса в машину!» - и Ибрагима увезли. Больше мы его не видели», – сказал он.

Он добавил, что силовики хотели увезти с собой беременную жену Ибрагима, но узнав, что женщина на последних сроках беременности, оставили ее с детьми, хотя дом опечатали и приказали пока жить у кого-то из родственников. Только спустя несколько дней, отметил Султан, родственникам удалось узнать, что Ибрагим застрелен, по версии силовиков, при попытке напасть на следователя с ножницами.

Башир Алиев подвергся преследованию после убийства его задержанного брата

По словам Султана Алиева, силовики потребовали, чтобы младший брат Ибрагима Башир явился в отдел, поскольку 8 июня, когда он увидел людей в камуфляже во дворе и большое количество машин на улице, то он выпрыгнул в окно и убежал. «Мы его нашли где-то на ферме, и он под нашим давлением явился… и ему предъявлены обвинения по статьям 222 и 223 УК РФ», – рассказал Султан Алиев.

Санкции статей УК РФ о незаконном обороте боеприпасов и взрывных устройств предусматривают максимальное наказание в виде восьми лет лишения свободы.

Адвокат Башира Алиева Джабраил Шанхаев сказал «Кавказскому узлу», что после добровольного обращения его подзащитного в правоохранительные органы материал проверки об обнаружении боеприпаса и взрывного устройства в доме Алиевых приобрел как бы «вторую жизнь». По его словам, теперь, по версии силовиков, обнаруженные предметы принадлежали не Ибрагиму Алиеву, а Баширу. «Теперь же на них обнаружены отпечатки пальцев Башира Алиева, и теперь уже он является тем человеком, который хранил гранату, изготавливал взрывное устройство. И именно в отношении него возбудили уголовное дело», – рассказал защитник.

По его словам, он уже заявил ходатайство о проведении психиатрической экспертизы в отношении своего подзащитного.

Уполномоченный по правам человека в Ингушетии Джамбулат Оздоев посетил Башира Алиева в изоляторе временного содержания. «Он мне рассказал, что когда увидел военных во дворе с оружием, то испугался и убежал. Потом его нашли родственники и уговорили прийти сюда. По его словам, к нему не применяют никакого насилия,  условия содержания его удовлетворяют», – рассказал омбудсмен «Кавказскому узлу».

По его словам, на вопрос, что за письмо Башир оставил родным с угрозой, тот ответил, что этим посланием он хотел припугнуть своих родных, чтобы те помогли ему устроить личную жизнь, построить дом. «По словам Башира, у него были планы уехать в Сибирь к своему сослуживцу и вместе с ним разводить оленей. Для этой поездки он спрятал в чулане теплые вещи», – пересказал рассказ Башира Алиева Оздоев. По словам омбудсмена, Башир Алиев наивный и доверчивый человек. «Живёт в своем мире и строит грандиозные планы, которые вряд ли будут исполнены», – считает Оздоев.

Относительно невыдачи тела Ибрагима Алиева родственникам омбудсмен заявил, что намерен обратиться к своим федеральным коллегам за помощью. «Я планирую обратиться к уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой и к председателю Совета по правам человека Михаилу Федотову, чтобы они обратили внимание на эту ситуацию и посодействовали, чтобы тело убитого передали родным для предания земле по мусульманскому обычаю. В то же время я, конечно, самоустраняться от этой проблемы не намерен и буду содействовать дальше, чтобы силовики надлежащим образом расследовали причину смерти Ибрагима Алиева», – заявил Оздоев.

Залимхан Богатырев, как и братья Алиевы, был задержан после спецоперации 8 июня

Житель Ингушетии Мусса Богатырев рассказал «Кавказскому узлу», что 8 июня в доме в Северной Осетии, где они с семьей временно проживали, была проведена спецоперация. По его словам, он проснулся от звона разбитых стекол двери, которую пинком ноги открыли приехавшие люди в камуфляже. «Они забежали в комнату сына Залимхана, стащили его с дивана на пол, заломили руки за спину и скрепили запястья пластиковой стяжкой. Один поставил ногу на горло моему сыну.  Силовики шныряли по всем комнатам, зашли в спальню, где спали дочки. Я попросил их выйти, чтобы девочки могли одеться. Но прежде, чем выйти, они забрали все телефоны девочек», – рассказал он.

По словам Богатырева, Залимхана накрыли покрывалом, и он крикнул, что ему в руку что-то вложили. «Меня и всех домашних то и дело спрашивали, где Адам, старший сын. Видно, его тоже хотели забрать. Когда уже шел обыск, и при понятых военных в шкафу нашли какое-то взрывное устройство и еще что-то, пришел и Адам. Я показываю следователю, что вот, это и есть Адам. Тот глянул и ничего не стал делать. Потому что Адам – инвалид, очень худой. Не стали его задерживать», – рассказал глава семьи.

Он сказал, что никаких протоколов никто из членов семьи не подписывал. «Обыск закончился быстро, вывели Залимхана и всех нас из квартиры, подсечкой бросили сына на бетон и потащили вниз, где у подъезда стояли машины. Следователь разрешил матери подойти к сыну. Его увезли, а мы 10 дней, как в горячке, метались по всей  Ингушетии, искали правду, справедливости», -  отметил Богатырев.

По его словам, никто не сообщал им о местонахождении сына, и только спустя 10 дней знакомый сообщил, что Залимхан находится во Владикавказе. «И еще нам сказали, что его избивают, чтобы добиться от него признательных показаний, что найденные предметы в его комнате принадлежат ему», – сказал Мусса.

Отец не знает, что именно инкриминируют Залимхану, возбуждено ли уголовное дело. «У нас был адвокат по назначению, но он отказался защищать Залимхана, да это и к лучшему. Уж какой-то он был ненадежный, не пошел к сыну, не узнал, как он себя чувствует, что с ним. Сейчас у нас проблема – найти хорошего адвоката», – рассказал Богатырев.

Мусса Богатырев 18 июня направил заявление об обстоятельствах задержания своего сына и сообщениях о применении к нему силы после задержания в ряд правозащитных организаций, в том числе в ПЦ «Мемориал» и в правоохранительные органы. Правозащитник Магомед Муцольгов полностью опубликовал заявление Богатырева в своем посте «Обращение отца Залимхана Богатырева, задержанного в Северной Осетии» в своем блоге на «Кавказском узле».

Муцольгов назвал спецоперации в домах трех ингушских семей следствием провокации

Случаи с семьями Алиевых, Богатыревых и Оздоевых стали следствием провокации преступления, считает руководитель правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов.

«Кавказский узел» писал также, что утром 8 июня в Назрани прошла спецоперация, в ходе которой были убиты двое молодых людей и их мать, а еще один человек задержан. Местные жители заявили, что задержан полковник полиции в отставке Али Оздоев, а убитые являлись членами его семьи, которые не имели отношения к вооруженному подполью и не отстреливались, как утверждают силовики. Информации о местонахождении задержанного при спецоперации, по состоянию на 06.40 мск 19 июня, не поступало.

По его словам, спецоперации последовали после того, как члены этих семей стали участниками беседы в некоей группе в Интернете. «Была создана в Интернете какая-то группа, которую вел сотрудник силовой структуры, спровоцировал какой-то злободневной темой. Парни стали писать, высказывать свои мысли и желания. На основании того, что эти парни писали, их начали отлавливать, арестовывать, калечить, убивать. А подброс гранат, взрывчатых самодельных устройств - это уже давно отработанная метода силовиков лепить преступников», – рассказал Муцольгов «Кавказскому узлу».

По его словам, парни из семей, в домах которых 8 июня проводились спецоперации, не были между собой знакомы.

Муцольгов раскритиковал невыдачу тела Ибрагима Алиева его родным для захоронения, назвав это «кощунственным».

Сообщений об уголовных делах в отношении Залимхана Богатырева и Башира Алиева на сайтах республиканских управлений МВД, по данным на 06.40 мск 19 июня, не было.

 

19 июня 2018

Источник: Кавказский Узел

 


Адрес статьи: http://www.mashr.org/?p=8586