Правозащитная организация

Машр

20 апреля 2024 03:24
English Print This Post
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Блог Я.ру
  • Internetmedia
  • Blogger
  • Live
  • Webnews.de
  • Yahoo! Bookmarks
  • RSS
  • Блог Li.ру
  • MSN Reporter
  • email
  • Google Buzz
  • viadeo FR
  • Yahoo! Buzz
  • Сто закладок
  • БобрДобр
  • МоёМесто.ru
  • Socialogs
  • Blogplay
  • Print
  • PDF
  • HackerNews
  • MyShare

Правозащитники увидели признаки затягивания расследования взрыва гранаты в Малгобеке

Полиция еще не приняла решения о возбуждении уголовного дела по факту подрыва гранаты во дворе дома родителей убитого в перестрелке с силовиками Бекбузарова. В данном инциденте есть признаки уголовно наказуемого деяния – хулиганства, считает адвокат Трунов. Дело будет спущено на тормозах, предполагают правозащитники, напоминая о применяемом в Ингушетии «принципе коллективной ответственности» по отношению к семьям боевиков.

Как писал «Кавказский узел«, 2 июля неизвестными была брошена граната на территорию частного домовладения, где проживают родители убитого в мае в перестрелке с силовиками в ингушском Малгобеке Магомеда Бекбузарова. Незадолго до взрыва во дворе играли дети, пострадавших нет, сообщил источник в правоохранительных органах. Ранее уполномоченный по правам человека в Ингушетии Джамбулат Оздоев сообщил об отсутствии жалоб от родителей Магомеда Бекбузарова, а также, что по факту инцидента полиция ведет доследственную проверку.

В ночь на 12 мая на пост ДПС в Малгобеке было совершено нападение. Один полицейский был ранен, двое нападавших убиты. Один из убитых был опознан как Магомед Бекбузаров, он находился в розыске за нападение на патрульную машину в Малгобеке в апреле.

Решение о возбуждении уголовного дела по факту взрыва гранаты все еще не принято

Уголовное дело по факту взрыва гранаты во дворе частного домовладения, принадлежащего семье убитого в перестрелке с силовиками Магомеда Бекбузарова, не возбуждено, сообщили 6 июля в 14.00 мск в пресс-службе МВД Ингушетии.

«Данных о том, что по факту взрыва гранаты у дома семьи Бекбузарова возбуждено уголовное дело, нет. В сводках об инциденте ничего не говорится», – заявила корреспонденту «Кавказского узла» сотрудница пресс-службы.

Она указала, что данных о том, что после доследственной проверки следователь постановил отказать в возбуждении уголовного дела, также нет.

На вопрос о том, в течение какого срока МВД должно определить, возбуждать уголовное дело или нет, ответа не последовало.

Отметим, что 3 июля в республиканском МВД сообщили, что по факту подрыва гранаты «в данный момент проводится доследственная проверка, по результатам которой и будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении дела». Аналогичные комментарии корреспондент получил 4 и 5 июля.

В следственном управлении Следственного комитета РФ по Ингушетии заявили, что данным делом ведомство не занимается. «Следственный комитет не занимается инцидентом, так как отсутствуют пострадавшие и убитые. В противном случае дело рассматривалось бы СК», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» старший помощник руководителя следственного управления (по взаимодействию со СМИ) Зураб Героев.

В данном инциденте есть признаки хулиганства, считает адвокат

Президент Союза адвокатов России Игорь Трунов указывает, что согласно пункту 2 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса «Поводы и основание для возбуждения уголовного дела», основанием для возбуждения уголовного дела «является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

В случае с гранатой, брошенной на территорию дома семьи Бекбузарова, основанием для возбуждения уголовного дела является сама граната; согласно УПК, срок возбуждения уголовного дела не может превышать трех дней, однако в отдельных случаях он может быть увеличен до 10 дней и даже больше, но для этого необходимы серьезные обоснования, оговаривается адвокат. Таковыми могут служить, к примеру, документальные проверки, назначение экспертиз и ожидание их результатов, ревизии, но в данном случае таковых оснований, по всей видимости, нет, говорит Трунов.

«В данном случае очевидно, что заводить уголовное дело необходимо… Есть признаки преступления, предусмотренные статьей 213 УК РФ «Хулиганство», а также статьей 222 УК РФ «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия». Также следует указать, что прошел период времени, отведенный на решение о возбуждении или невозбуждении уголовного дела», – заявил корреспондент «Кавказского узла» Игорь Трунов.

В случае если дело так и не будет возбуждено, он посоветовал обращаться в прокуратуру.

Дело будет спущено на тормозах, предполагают правозащитники

В сложившейся ситуации имеются признаки искусственного затягивания расследования инцидента, считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.

«Когда речь идет о родственниках боевиках либо участниках конфликтов с силовиками, то процесс возбуждения уголовного дела будет затягиваться. Это не что иное, как практика. В соседней Чечне и вопрос бы не стоял, возбуждать или нет», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Ахмет Ярлыкапов.

Он не исключил, что даже в случае возбуждения уголовного дела расследование пойдет «вяло». «Вполне вероятно, что дело спустится на тормозах», – предположил Ахмет Ярлыкапов.

Аналогичного мнения придерживается руководитель правозащитной организации «Машр» и автор блога на «Кавказском узле» Магомед Муцольгов. В интервью корреспонденту «Кавказского узла» правозащитник заявил, что ситуация относительно родственников боевиков в Ингушетии аналогична той, что наблюдается в Чечне. Так называемый «принцип коллективной ответственности» применяется в республике уже давно, однако отличается тем, что происходящее привлекает мало внимания; действия силовиков не поощряются властями, но и не критикуются, заявил Муцольгов.

О введении принципа коллективной ответственности для семей участников вооруженного подполья глава Чечни Рамзан Кадыров заявил в 2014 году. Поводом тогда стало нападение боевиков на сотрудников полиции в Грозном, случившееся в декабре 2014 года. Глава республики после той атаки заявил, что семьи боевиков будут немедленно выдворяться из Чечни без права на возвращение, а их дома – «сноситься вместе с фундаментом», отмечается в размещенном на «Кавказском узле» в разделе «Справочник» материале «Кровная месть – как теперь убивают на Кавказе». Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров в интервью «Кавказскому узлу» рассказывал, что ему известно о случаях кровной мести в отношении родственников членов вооруженного подполья.

Член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев согласен с Муцольговым.

«В забросе гранаты в придомовую территорию родственников бывшего боевика имеются признаки принципа коллективной ответственности, широко применяемого Рамазаном Кадыровым. Боевик мертв, а за его деяния отвечает семья. Это абсолютно антиконституционная позиция, которая не может иметь место в России. Я надеюсь, Евкурову, к которому я отношусь с большим уважением, хватит мудрости не действовать по примеру своего соседа», – заявил корреспонденту «Кавказского узла» Валерий Борщев.

По мнению правозащитника, уголовное дело, пусть и с опозданием, «должно быть возбуждено немедленно». «Отсутствие дела создает двусмысленную ситуацию, которая в данном случае крайне опасна. Замалчивание инцидента – это поощрение терроризма и произвола. Спускать на тормозха дело ни в коем случае нельзя. Должно быть не только возбуждено уголовное дело, но и раскрыто», – сказал Борщев.

Старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаил Рощинзаметил, что инцидент требует тщательного расследования. «На территории Ингушетии могли остаться замаскированные схроны, откуда гранату взяли по молодости подростки. Данная версия имеет право на существование», – рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Рощин.

Комментариев от родных Бекбузарова относительно произошедшего 2 июля инцидента и действий полиции пока не поступало.

Напомним, что 21 мая младший брат Магомеда Бекбузарова, убитого при нападении на пост ДПС в Малгобеке, был тяжело ранен при обстреле неизвестными. В результате нападения с огнестрельными ранениями были госпитализированы два человека. Оба раненых – родственники Магомеда Бекбузарова. Источник в правоохранительных органах и местные жители не исключили, что мотивом покушения могла быть кровная месть со стороны родственников погибших.

 

07 июля 2017

Источник: Кавказский Узел