МВД Ингушетии обратилось к населению республики с просьбой содействовать розыску подозреваемых боевиков, которые, по данным министерства, могут совершить нападения в период новогодних праздников.
Среди разыскиваемых – Али Джаниев, брат вдовы Макшарипа Аушева, бывшего владельца оппозиционного сайта Ингушетия.Ru.
В МВД полагают, что боевики могут использовать 17-летнего Джаниева в качестве смертника для совершения нападений.
По данным независимого портала Ингушетия.Org, три дня назад семья юноши обратилась в милицию с заявлением о пропаже Джаниева, который вместе с тремя родственниками бесследно исчез в ночь на 27 декабря в Петербурге.
Руководитель ингушской правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов в интервью bbcrussian.com не исключил, что речь может идти о похищении.
Отчего взорвалась автомашина?
16 декабря в Назрани в результате взрыва в машине была ранена сестра Али – вдова ингушского оппозиционера Аушева Фатима Джаниева, которая тогда ждала ребенка. Ее мать и два брата погибли.
В изложении МВД Ингушетии, все они ехали в сторону Магаса, однако, увидев передвижной пост милиции, резко развернулись; чтобы остановить машину милиционеры открыли огонь, после чего в автомобиле произошел взрыв.
Прокурор Ингушетии Юрий Турыгин высказал предположение, что Джаниевы перевозили в машине взрывное устройство и один из них планировал диверсию. В то же время в следственном комитете, отмечает газета «Коммерсант», полагают, что «это было хорошо подготовленное покушение» на Джаниевых, а бомба была приведена в действие дистанционно.
В окружении Джаниевых убеждены, что обвинения в экстремизме, высказанные в их адрес прокуратурой, связаны с попыткой скрыть обстоятельства гибели Нажать оппозиционера Аушева.Нажать
«То, что семью Джаниевых подорвали, у меня нет никаких сомнений, – говорит правозащитник Муцольгов. – В машине едет мать, беременная сестра, два брата – ну как человек может положить бомбу к себе в семью и поехать с ней! Мать только вернулась с хаджа, они загрузили в машину ковры, четки, косынки женщинам, подарки – и поехали по всем родственникам».
В интервью сайту «Кавказский узел» лидер ингушской оппозиции Магомед Хазбиев утверждает, что автомобиль Джаниевых взорвался после того, как был остановлен и тщательно осмотрен спецслужбами.
По словам Муцольгова, буквально за день до трагедии ту же машину уже останавливали сотрудники силовых структур на БТР и бронированном «Урале» и досматривали ее почти 40 минут.
Взорвал себя
На следующий день после гибели родных брат Фатимы Батыр Джаниев въехал на заминированной машине в группу сотрудников правоохранительных органов и взорвал себя.
«Это очень трагическая судьба одной конкретной семьи. Это такая ситуация неординарная – я не видел таких преследуемых семей»
Магомед Муцольгов,
глава правозащитной организации «Машр»
По данным правозащитника из «Машр», Батыр до этого отсутствовал в Назрани и вернулся туда лишь в день похорон, когда узнал о случившемся. Муцольгов предполагает, что молодого человека подтолкнули на самоподрыв в момент отчаяния. Машина, на которой он совершил нападение, семье не принадлежала, отмечает он.
«Человек, который потерял почти всю свою семью – и ему дают ключи [от заминированной машины] – это самое ужасное. Когда тебе ключи дают и говорят «иди, отомсти»… Вот я этого больше всего боюсь, чтобы это практикой не стало», – говорит правозащитник.
По просьбе дяди погибших юношей Юсупа Добриева юристы «Машр» отправили обращение президенту и прокурору Ингушетии с призывом тщательно расследовать обстоятельства взрыва 16 декабря и оградить выживших членов семьи от преследования.
«Это очень трагическая судьба одной конкретной семьи. Это такая ситуация неординарная – я не видел таких преследуемых семей», – отмечает Муцольгов.
Исчезновение в Петербурге
После череды трагических событий Юсуп Добриев, уже давно живущий на севере России, принял решение увезти племянника и племянницу Али и Фатиму из Ингушетии в Петербург, рассказывает Муцольгов.
Мать: Лейла, 51 год. Погибла в результате взрыва 16 декабря 2009 года.
Дети:
«Юсуп мне сразу сказал: для меня сейчас самое главное – спасти племянника и племянницу, потому что тот, кто подорвал беременную женщину, тот обстреляет еще раз», – вспоминает правозащитник.
По его данным, по прибытии в Петербург в ночь на 27 декабря Али, его двоюродный брат и два дяди – Юсуп и Юнус Добриевы, оставив Фатиму в доме родственников на Васильевском острове, выехали на автомобиле в сторону Приморского района, где собирались остановиться в общежитии. Однако до места назначения не доехали. Их телефоны не отвечают, и об их местонахождении ничего неизвестно.
«Если бы они просто хотели покинуть страну, их родственники не подняли бы столько шуму и, самое главное, сами они не оставили бы Фатиму», – подчеркивает Муцольгов.
Родные пропавших утверждают, что в тот же день заявили об исчезновении в несколько отделений петербургской милиции. Однако в этих РОВД российским СМИ сказали, что заявления о пропаже этих людей либо не поступали, либо информацией об этом не располагают.
«Даже если такое заявление было, я устанавливать это сейчас не буду, извините, это очень долго», – пояснили «Кавказскому узлу» в дежурной части Выборгского ОВД.
Младший брат
Во вторник МВД Ингушетии обратилось с теле- и радиобращением к населению с предостережением по поводу возможных экстремистских нападений в новогодние праздники.
«У правоохранительных органов республики есть оперативная информация о том, что в праздничные дни члены НВФ намерены совершить на территории Ингушетии крупный теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов и местного населения», – сказал агентству Интерфакс представитель МВД республики.
По его словам, Али, единственный выживший из братьев Джаниевых, возможно, привлечен боевиками для подготовки теракта. Среди других разыскиваемых – предполагаемые организаторы покушения на президента республики Юнус-Бека Евкурова и других нападений.
Родственник Али – Макшарип Аушев, который некоторое время был владельцем оппозиционного сайта Ингушетия.Ru (позднее сменившего название на Ингушетия.Org) и членом экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека в России, был застрелен неизвестными 25 октября в Кабардино-Балкарии.
Тогда президент Ингушетии в интервью «Эху Москвы» не исключил, что к преступлению могут быть причастны силовые структуры, однако руководство республики, по его словам, к этому убийству не имеет никакого отношения.
http://www.bbc.co.uk/russian/lg/russia/2009/12/091230_dzhaniev_ingushetia_militants.shtml