Назначение на пост Уполномоченного по правам человека в Ингушетии откладывается из-за судебного иска бывшего омбудсмена Карим-Султана Кокурхаева. Он не согласен с решением Народного собрания республики, которое отстранило его от занимаемой должности.
Сейчас на пост Уполномоченного претендует глава Общественной комиссии по защите прав человека при президенте Ингушетии Азамат Нальгиев. Его кандидатуру на рассмотрение Народного Собрания Ингушетии внес президент республики Юнус-Бек Евкуров. Прежний Уполномоченный Карим-Султан Кокурхаев был досрочно освобожден от занимаемой им должности 17 сентября.
В Народном Собрании не смогли сказать, когда депутаты будут рассматривать вопрос назначения Нальгиева на пост омбудсмена. Пресс-секретарь президента Ингушетии Калой Ахильгов сообщил, что рассмотрение этого вопроса задерживается из-за судебного иска Кокурхаева. «Кокурхаев подал жалобу в районный суд, в которой заявил, что не согласен с решением парламента. Суд в удовлетворении жалобы отказал, поэтому он обратился в Верховный суд», – объяснил Ахильгов. Он добавил, что до тех пор, пока суд не рассмотрит эту жалобу, депутаты не смогут приступить к рассмотрению кандидатуры Уполномоченного.
Руководитель правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов считает верным поступок Кокурхаева. «Он поступил правильно. Должность уполномоченного не подразумевает никаких поправок в закон. Однако была принята специальная поправка, после которой его попытались уволить», – рассказал правозащитник.
Он считает, что было бы верным, если бы Кокурхаев ушел сам с занимаемой должности. «Причем ушел не во второй раз, когда его переизбирали, а в самом начале, когда только избирали. Эта должность предполагает другой стиль работы», – считает Муцольгов. «Я не понимаю ингушский парламент. Сначала они его приняли, потом переизбрали, а затем отстранили. Я не слышал никаких претензий, когда его переизбирали», – добавил правозащитник.
Оценивая же работу Кокурхаева на должности омбудсмена, Муцольгов заявил, что реальной деятельностью тот не занимался. «Фактически у нас был уполномоченный по документам, а на деле – нет. Реальными делами он не занимался», – говорит Муцольгов.
Говоря о кандидатуре Нальгиева, правозащитник отметил, что тот много лет работал в правозащитной среде, знаком с многими правозащитниками. «Единственный недостаток — это то, что он пожилой человек. Права человека находятся в таком состоянии, что и не каждый молодой справится», – уверен Муцольгов.
Точно такого же мнения придерживается и лидер ингушской оппозиции Магомед Хазбиев. По его словам, Нальгиев – это «взрослый человек, который работал на многих постах». «По крайней мере, везде он показывал себя как порядочный человек. Но это человек, у которого плохое здоровье. На посту уполномоченного нужен энергичный, здоровый молодой человек, который «оторвет голову» тем, кто беспредельничает в Ингушетии. Нальгиев не такой», – считает оппозиционер.
По мнению Магомеда Муцольгова, лучше всего на должность Уполномоченного подходит глава министерства сельского хозяйства республики Баматгирей Манкиев. «Я об этом уже говорил президенту Ингушетии и сейчас готов повторить. Это такой универсальный человек, которого на какую должность не назначь, он везде сможет хорошо работать», – добавил правозащитник.
Отметим, что, по мнению большинства читателей «Кавказского узла«, Уполномоченным по правам человека в Ингушетии достоин стать правозащитник Магомед Муцольгов. За него в опросе, в котором у читателей спрашивали, кто, по их мнению, достоин стать омбудсменом в Ингушетии, проголосовали 54% читателей (6074 голоса). На втором месте – оппозиционер Магомед Хазбиев, которого считают достойным поста омбудсмена Ингушетии 35% респондентов (3999 голосов). 2% процента (239 голосов) набрал член Общественной комиссии по правам человека при президенте Ингушетии Баматгирей Манкиев.
Восемь процентов проголосовавших (915 голосов) считают, что стать Уполномоченным по правам человека в Ингушетии достоин «варяг» из другого региона. Самыми непопулярными ответами стали «действующий чиновник» и «бывший чиновник» – за них отдали свои голоса всего 45 и 36 человек соответственно, меньше одного процента от общего числа проголосовавших. Всего на момент написания материала в опросе приняли участие 11 328 человек.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров еще в марте 2009 года в интервью «Кавказскому узлу» и «Газете.Ру» сообщил о своих планах сменить Уполномоченного по правам человека в Ингушетии, деятельность которого, по словам Евкурова, в республике не была видна.
«Мне не нужен политик, который делает себе имидж. Мне нужен чернорабочий, который с палкой пойдёт и в село, и в город, и в Читу поедет, и на Сахалин, и права – не ингуша, а жителя Ингушетии, – везде будет понимать», – заявил тогда Евкуров.
Примечание редакции: см. также новости «Евкуров: мне нужен не политик с имиджем, а чернорабочий с палкой«, «Макшарип Аушев сообщает о неудавшейся попытке его похищения в Ингушетии«, «Мать задержанного в Ингушетии не пускают к сыну вопреки распоряжению президента«.
Автор: Александр Бакланов; источник: корреспондент «Кавказского узла»