Суд, назначив семи ингушским активистам сроки, которые затребовала прокуратура, полностью согласился с абсолютно необоснованными доказательствами следствия и обвинения, заявили адвокаты. Это вызвало разочарование в объективности судебной системы у всех, кто пришел в этот день на заседание, отметили они.
15 декабря Кисловодский городской суд огласил приговор по делу семи лидеров ингушского протеста. Подсудимым дали именно те сроки, которые запросило обвинение.
Суд приговорил Малсага Ужахова, Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова к девяти годам, Бараха Чемурзиева, Багаудина Хаутиева, Исмаила Нальгиева – к восьми годам, Зарифу Саутиеву – к семи с половиной годам колонии общего режима, сообщил «Фортанге» адвокат Джабраил Куриев.
В день оглашения приговора поддержать подсудимых в Ессентуки приехало большое количество людей – родственники обвиняемых, журналисты, уже отбывшие свой срок и вышедшие на свободу заключенные по «митинговому делу», активисты и просто неравнодушные граждане со всей страны. Об этом «Фортанге» рассказал активист и бывший заключенный по «митинговому делу» Багаудин Мякиев. В зал заседаний пустили только по одному родственнику каждого подсудимого и прессу, сообщил он.
Мякиев также рассказал, что около здания суда активист Иван Зевакин провел одиночные пикеты. Сначала он стоял у здания суда с плакатом «Ингушский процесс – фальсификация. Свободу!», а затем с плакатом в поддержку ПЦ «Мемориал»*.
По словам Мякиева, собравшиеся около здания суда люди вели себя спокойно. «Никаких волнений не было, но по лицам видно, что народ недоволен решением суда. Люди больше не верят, что суд может быть справедливым. Суд полностью согласился с абсолютно необоснованными доказательствами следствия и обвинения. Ни один свидетель обвинения, даже сотрудники правоохранительных органов, которые якобы пострадали, не дали показаний против подсудимых! А суд взял и целиком поддержал обвинение… Люди разочарованы. Будем дальше бороться. Сейчас нам показали, что Конституция никому не гарантирует ни неприкосновенность, ни свободу, ни свободу слова. Адвокаты, уже отсидевшие срок участники протестов и весь народ будут поддерживать их (осужденных), пока они не выйдут», — сказал он.
Адвокаты, защитники и сами подсудимые также не согласны с приговором, сказал Джабраил Куриев. «Мы считаем приговор незаконным, необоснованным, немотивированным, несправедливым и жестоким. Подсудимые и родственники критически восприняли такое решение. Все в недоумении, в шоке от этого приговора. Никто не ожидал такой жестокости по отношению к пожилым людям, к девушке, да и к остальным подсудимым тоже», — отметил он.
Куриев сообщил, что команда защиты намерена добиваться оправдания подзащитных в апелляции и кассации.
На сегодняшнем заседании судья озвучил только вводно-результативную часть приговора, не огласив мотивировочную часть, сообщил «Фортанге» Магомед Беков. Он считает, что судья не успел ее подготовить, потому что «составлять обвинительный приговор было крайне тяжело». «Как он его будет писать, я не знаю. Нет ни одного доказательства. Даже доказательства, предъявленные стороной обвинения, говорят о том, что наши подзащитные невиновны», – сказал он в интервью телеканалу RTVI.
Джабраил Куриев считает, что судья совершил грубую ошибку, не огласив приговор полностью. «Оглашая только вводно-результативную часть приговора, судья сослался на норму закона, согласно которой суд имеет право ее не оглашать, если заседание проводится в закрытом режиме. Однако наш судебный процесс был частично открытым. При оглашении, до оглашения, и во время представления многих доказательств – как со стороны обвинения, так и со стороны защиты – он был открытым. Поэтому он должен был огласить весь приговор». Адвокат сообщил, что это нарушение будет также отражено в апелляционной жалобе.
По словам Куриева, адвокаты получат полный приговор с мотивировочной частью через пять дней. Затем в течение последующих пяти суток они должны написать апелляционную жалобу и подать ее в Ставропольский краевой суд через суд первой инстанции, то есть через Кисловодский городской суд.
Несмотря на очевидный политический характер «митингового дела», команда защиты возлагает надежды на апелляцию. «Было допущено достаточно много нарушений, на которые можно обратить внимание вышестоящих судов», – сказал Куриев.
Кроме того, для обращения в ЕСПЧ необходимо пройти и апелляцию, и кассацию – «достигнуть исчерпания в национальных судах», отметил он. «В данном случае это Ставропольский краевой суд и Пятый кассационный суд в Пятигорске. Без обращения в эти инстанции обращение в Европейский суд по правам человека не допускается», — пояснил авдокат.
После оглашения приговора Барах Чемурзиев попросил Магомеда Бекова записать небольшое видео, в котором осужденный благодарит режиссера Александра Сокурова за то, что он 9 декабря на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека озвучил проблемы Кавказа и ингушского народа. «Мы очень благодарны вам, что вы не побоялись замолвить слово за нас… В том, что с нами происходит, нет ничего странного… Приговоры, которые нам вынесли – в назидание остальным, которые остались на воле, чтобы они сидели и не рыпались, либо уезжали из страны, но никаким образом не комментировали действия власти», – сказал Чемурзиев.
Напомним, массовые протесты проходили в Ингушетии с осени 2018 года. Жители республики выступали против соглашения о границе с Чечней. В марте 2019 года митинги обернулись столкновениями с силовиками и задержаниями активистов. Большинство арестованных после тех событий получили реальные сроки по обвинению в насилии к представителям власти.
Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов, Исмаил Нальгиев, Зарифа Саутиева, Малсаг Ужахов, Багаудин Хаутиев и Барах Чемурзиев были обвинены в экстремизме. Прокуроры запросили им сроки от 7,5 до 9 лет. Отдельно идет процесс по Ахмеду Погорову.
Процесс по делу лидеров протеста в Магасе с самого начала шел в соответствии с установками, получаемыми сверху, несмотря на очевидную невиновность подсудимых, поэтому ожидать снисхождения суда не приходится, заявили опрошенные «Фортангой» адвокаты, защитники и общественные деятели.
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Источник: Fortanga.org